В вашем браузере отключён javascript. Пожалуйста, включите его. Узнайте, как включить javascript

Турнир дебатёров

Помните! В турнире дебатёров главное – убедить судей в верности позиции вашей команды, а не доказать свою правоту соперникам. ;)

Организационная информация

Турнир дебатёров прошёл 4 апреля в «Точке кипения УрФУ» (Ресурсный центр) по адресу: ул. Ленина, д. 66. 

Перед участием в турнире игроки регистрировались на сайте leader-id.ru.

Расписание

09:30-09:45 Общий сбор, регистрация участников
09:45-10:45 Объяснение правил дебатов
10:45-11:00 Открытие Турнира дебатёров
11:00-12:30 Первый тур
12:45-14:15 Второй тур
14:15-15:15 Перерыв
15:15-16:45 Третий тур
17:00-18:30 Четвёртый тур
18:30-19:00 Подведение итогов турнира. Награждение

Результаты Турнира дебатёров

Итоги Турнира дебатёров 2021
  • 1 место - Кавабанга (5 очков)
  • 2 место - АргументУМ (6 очков)
  • 3 место - Горыныч (7 очков)
  • 3,5 место - Терминатор (7 очков, но вне игры)
  • 4 место - Спикеры (8 очков)
  • 5 место - Лапка кабана (9 очков + победа в личной встрече)
  • 6 место - Попытка номер 5 (9 очков + проигрыш в личной встрече)
  • 7 место - Кварта (10 очков)
  • 8 место - СДВИГ (11 очков + 1 победа)
  • 9 место - Маршрут номер 8 (11 очков + 2 вторых места + победа в личной встрече)
  • 10 место - ДискусДэнс (11 очков + 2 вторых места + проигрыш в личной встрече)
  • 11 место - Не держи в себе (11 очков)
  • 12 место - разделили команды Ораторская среда и Адреналин (13 очков)
  • 13 место - не выдавалось, так как две команды разделили 12-е место
  • 14 место - Динозавры (14 очков)
  • 15 место - #ВЪЯБЛОЧКО (15 очков)
Турнир дебатёров прошёл захватывающе и в позитивной атмосфере. Команда «Маршрут номер 8» сформирована на месте из зрителей и запасных игроков. Кроме того на месте сформирована техническая команда «Терминатор» из одного игрока, состав которой менялся между раундами. Результат «Терминатора» не учитывался и не повлиял на распределение мест.

Медалями «Лучший оратор» награждены

  • Александр Новосёлов, «Горыныч» (трижды)
  • Вероника Антуфьева, «Попытка номер 5» (трижды)
  • Олег Земцов, «Кварта» (трижды)
  • Павел Сельский, «ДискусДэнс» (трижды)
  • Шамиль Гильмитдинов, «Кавабанга» (дважды)
  • Рамиль Давлятшин, «Кавабанга» (дважды)
  • Евгения Черепкова, «АргументУМ» (дважды)
  • Вадим Сиражев, «Терминатор» (дважды)
  • Антон Скнарь, «Спикеры» (дважды)
  • Влад Бекетов, «СДВИГ» (дважды)
  • Анастасия Антипина, «Не держи в себе» (дважды)
  • Дмитрий Гомзин, «Горыныч» (однократно)
  • Алёна Алёнина, «Спикеры» (однократно)
  • Александра Бабенко, «Лапка кабана» (однократно)
  • Данил Садыков, «Попытка номер 5» (однократно)
  • Андрей Чернышёв, «СДВИГ» (однократно)
  • Ольга Патракова, «ДискусДэнс» (однократно)
  • Николай Краюшкин, «Ораторская среда» (однократно)
  • Алёна Евпланова, «Динозавры» (однократно)
  • Александр Елисеев, «#ВЪЯБЛОЧКО» (однократно)
  • Алексей Новосёлов, «#ВЪЯБЛОЧКО» (однократно)
  • Михаил Бортников, «#ВЪЯБЛОЧКО» (однократно)

Правила

Турнир дебатёров проводится по оригинальным правилам, разработанным специально для Ораториады. В одной игре участвуют четыре команды по три спикера в каждой.

Пример темы

Смертную казнь следует запретить (оппозиция доказывает «Смертную казнь не следует запрещать»)

Между командами по жребию распределяются позиции по теме. Позиций четыре:

  1. Утверждение, первый стол (команда 1)
  2. Отрицание, первый стол (команда 2)
  3. Утверждение, второй стол (команда 3)
  4. Отрицание, второй стол (команда 4)

После объявления темы и позиций командам даётся 8 минут на обсуждение темы, подготовку аргументов, согласование общей стратегии, распределение ролей в команде.

Начинается игра:

Сначала друг с другом соперничают «первые столы». Спикеры команд 1 и 2 выступают по очереди (начиная с первого спикера команды 1). Время выступления регулируется автоматическим таймером со звуковым сигналом. Задача команд состоит в том, чтобы убедить в своей правоте судей. Кроме приветствия, к соперникам можно даже не обращаться - цели переубедить оппонентов у команды нет. Каждому спикеру на выступление даётся ровно две минуты. 

После шести спикерских выступлений (2 команды по 3 спикера) происходит раунд вопросов. Обе команды отрицания задают вопросы команде 1. После обе команды утверждения задают вопросы команде 2. Каждый спикер получит возможность задать ровно 1 вопрос, на это даётся 15 секунд. Свой вопрос можно адресовать отдельному спикеру отвечающей команды или команде в целом. На ответ даётся 30 секунд. Если прозвучал звуковой сигнал, а спикер всё ещё задаёт вопрос (или формулирует ответ), то спикер, которому звуковой сигнал передал очередь говорить, имеет право тактично прервать выступающего.

После раунда вопросов игру начинают «вторые столы». Спикеры команд 3 и 4 выступают по очереди (начиная с первого спикера команды 3). Каждому спикеру даётся ровно 2 минуты.

Заканчивается игра вторым раундом вопросов. Обе команды отрицания задают вопросы команде 3. После обе команды утверждения задают вопросы команде 4. Как и в предыдущем раунде вопросов, спикеру даётся 15 секунд на вопрос и 30 секунд на ответ.

Во время выступления оратора задавать ему вопросы, отпускать реплики с мест, производить недружественные звуки или переговариваться с товарищем по команде запрещено. Подобное неуважительное поведение наказывается штрафом и вполне может привести к поражению команды.

Только первые спикеры команд в своём выступлении имеют право вводить в спор новые аргументы. Второй или третий спикер не может предъявить новый аргумент. Это правило нужно для того, чтобы команды не придержали «убойный» аргумент до последнего выступления. Ведь в таком случае их соперники лишатся возможности «отбить» аргумент, что сделает игру нечестной.

Первый и второй тур турнира играются с дополнительным правилом «ограничение темы». При объявлении темы ведущий турнира сообщает ценность, которую должны защищать «первые столы». Если «первые столы» вводят аргументы, которые не соответствуют их ценности, то такие аргументы не засчитываются судьёй по аргументации. Задача спикера - доказать судье аргументации, что его аргумент соответствует ценности стола. В спорных ситуациях решение остаётся за судьёй. «Ограничение темы» касается и «вторых столов». Команда 3 и команда 4 могут высказывать аргументы в защиту любой ценности по своему выбору, кроме той ценности, которую защищали «первые столы». Задача спикера - доказать судье аргументации, что его аргумент не касается ценности «первых столов».

Пример игры и судейства с «ограничением темы»

В игре «Смертную казнь следует запретить» вводится ценность «гуманизм».
Команда 1: Казнить людей - это обесценивать человеческую жизнь. Это не гуманно.
(судья принимает аргумент, связь с гуманизмом показана)
Команда 2: Не гуманно гноить людей в тюрьме до их смерти от старости!
(судья принимает аргумент, связь с гуманизмом показана)
Команда 3: Когда у нас действует смертная казнь, то какой пример мы подаём детям? Они вырастут, считая, что можно убивать всех, кто обществу не нравится!
(судья вправе не принять аргумент, сочтя его гуманистическим; команда могла бы спасти аргумент, если бы убедила судью, что рассматривает его с позиции какой-то другой ценности, а не гуманизма; убеждать судью следует во время спикерской речи, а на разборе игры делать это уже поздно и неуместно)
Команда 4: Для нас важная ценность - это безопасность, это мир без тяжких преступлений. Когда в стране действует смертная казнь, люди чувствуют себя более защищёнными.
(судья принимает аргумент, команда объявила свою ценность, отличную от гуманизма)

Третий и четвёртый туры играются без «ограничения темы». В этом случае возможна ситуация, когда обе команды утверждения (или обе команды отрицания) играют на одном и том же аргументе. В этом случае судья аргументации будет решать, насколько весомый вклад каждая из команд внесла в раскрытие этого аргумента, и в зависимости от этого зачтёт этот аргумент одной из двух команд.

После игры судьи объявляют места и делают короткий разбор игры. Мнение судей принимается командами «как есть». Споры, апелляции, полемика с судьями в дебатах не приняты.

Каждую игру судит три судьи:

  • судья аргументации оценивает силу аргументации и контраргументации, релевантность и доказанность аргументов
  • судья красноречия оценивает речь, позу, мимику, жесты, умение держаться на публике, харизму, юмор, уверенность, образность
  • судья общего впечатления вмешивается только тогда, когда первые два судьи не сумели договориться. Он субъективно оценивает, в какую сторону поколебалась его позиция по обсуждаемой теме в результате игры.

Вдобавок предусмотрены штрафы за нарушения регламента (неуважительное поведение и т.д.).

Схема игры

В каждой команде три роли: первый спикер, второй спикер и третий спикер.

Игра «первых столов»

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 1. Его задача - актуализировать тему и обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, при необходимости дать определения сложным понятиям (причём сделать это так, чтобы выбранное определение играло на руку его команде), ввести аргумент своей команды.

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 2. Его задача - обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, согласиться с определениями команды 1, либо дополнить их, если это сыграет на руку его команде, ввести аргумент своей команды, начать контраргументацию по аргументам, предложенным командой 1.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 1. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. К этому моменту уже понятна основная линия противостояния и второму спикеру следует сосредоточиться на укреплении своего аргумента. Очень правильно строить защиту, отталкиваясь от аргументации команды оппонента. Защищать свой аргумент, одновременно атакуя аргумент соперников.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 2. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. 

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 1. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 2. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

Первый раунд вопросов

Задаются вопросы команде 1. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 1, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.

  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 2.
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 2.
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 2.
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 4.
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 4.
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 4.

Задаются вопросы команде 2. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 2, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.

  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 1. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 1. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 1. 
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 3. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 3. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 3.
Игра «вторых столов»

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 3. Его задача - обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, ввести аргумент своей команды.

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 4. Его задача - обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, ввести аргумент своей команды, начать контраргументацию по аргументам, предложенным командой 3.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 3. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. К этому моменту уже понятна основная линия противостояния и второму спикеру следует сосредоточиться на укреплении своего аргумента. Очень правильно строить защиту, отталкиваясь от аргументации команды оппонента. Защищать свой аргумент, одновременно атакуя аргумент соперников.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 4. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. 

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 3. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 4. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

Второй раунд вопросов

Задаются вопросы команде 3. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 3, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.

  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 4. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 4. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 4. 
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 2. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 2. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 2.
Задаются вопросы команде 4. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 4, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 3. 
  •  (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 3. 
  •  (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 3. 
  •  (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 1. 
  •  (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 1. 
  •  (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 1.

Функции спикеров

  • Первый спикер – роль, требующая умения быстро собрать и структурировать идеи других членов команды, составить из них своё выступление. Основная задача первого спикера – уложившись в регламент ввести в игру главный аргумент команды (ведь после выступления первого спикера команде больше нельзя будет вводить аргументов). Кроме того, для первых двух туров очень важно показать связь аргумента с ценностью команды. Презентабельность – тоже важное качество. Первый спикер открывает дебаты и, соответственно, задаёт тон всей игре.
  • Второй спикер должен уметь быстро проанализировать аргумент соперников и собственной команды, выявить те сильные стороны своей позиции, которые оказались проигнорированы соперником, и ярко, эмоционально обосновать, развернуть их. Второму спикеру пригодится образное мышление и хорошая эрудиция, чтобы найти примеры, иллюстрации, фактические подтверждения аргументу, предложенному его командой. Кроме того, второму спикеру очень пригодится чувство времени.
  • Третий спикер должен быть ярок и эмоционален. Он заканчивает игру и должен переиграть своего соперника энергетикой и актёрским мастерством. Всю игру третий спикер должен следить за логикой и аргументацией соперников, выискивать слабые места в их позиции. Когда подойдёт его черёд, третий спикер сделает всё, чтобы разрушить аргумент соперников и разбить их позицию. На закуску третьему спикеру желательно подобрать яркий красивый образ в защиту позиции его команды, который позволит поставить эмоциональную убедительную точку в игре.

Иными словами:

  • Первый спикер – введение в игру ценности команды и аргумента, обоснование связи ценности и аргумента, задание поля игры (структурирование; определения).
  • Второй спикер – защита позиции своей команды (аналитика; кругозор).
  • Третий спикер – атака позиции соперников (энергетика; образность). 

Судейство

Дебаты считаются хорошими, если все спикеры были корректны (не позволяли невежливых высказываний в адрес оппонентов), приводили разнообразные и глубокие аргументы, активно опровергали чужие доводы, находили остроумные и образные подтверждения своим аргументам. Кроме того от спикеров требуется выглядеть уверенно и красиво, грамотно работать с вопросами, соответствовать своей роли, соблюдать регламент, быть логичными и последовательными в изложении мыслей. Все эти параметры судьи оценивают во время игры, а после игры совещаются и определяют победившую команду.

Основной принцип судейства – принцип «чистого листа». Судья не должен иметь собственной позиции по обсуждаемой теме – он оценивает лишь сказанное командами. Если аргумент команды явно не отбит её соперниками (пусть даже этот аргумент выглядит слабым, демагогичным или не подтверждается житейским опытом), то судья должен зачесть этот аргумент в плюс команде. Поэтому важнейшая задача игроков – дать «отбивки» каждому из аргументов соперников, обозначить перед судьями их слабость или некорректность.