В вашем браузере отключён javascript. Пожалуйста, включите его. Узнайте, как включить javascript

Турнир дебатёров

Помните! В турнире дебатёров главное – убедить судей в верности позиции вашей команды, а не доказать свою правоту соперникам. ;)

Организационная информация

Турнир дебатёров пройдёт 6 апреля в «Точке кипения УрФУ» по адресу: ул. Ленина, д. 66. 

Перед участием в турнире игроки, судьи и зрители должны зарегистрироваться.

Расписание

10:15-10:30 Общий сбор, регистрация участников
10:30-10:50 Жеребьёвка, открытие Турнира дебатёров
11:00-12:30 Первый тур
12:45-14:15 Второй тур
14:15-15:15 Перерыв
15:15-16:45 Третий тур
17:00-17:30 Подведение итогов турнира. Награждение

Правила

В трёх разных комнатах Ораториады проводится три разные дебатёрские игры по оригинальным правилам, созданным специально для Ораториады. В каждой игре участвует 4 команды по 3 спикера в каждой. Правила каждого тура будут разъяснены командам перед началом тура.

Форматы Турнира дебатёров

Формат 1: Небесный суд

Командам рассказывается история, в которой обязательно имеются 4 героя и жертва преступления. Затем открывается заседание «суда», цель которого установить, степень вины каждого из героев в преступлении. Каждая команда по жребию защищает одного из героев и пытается доказать вину остальных троих героев.

У команд будет распечатка истории и 5 минут на подготовку, распределение ролей внутри команды. За эти 5 минут спикеры должны выбрать, кто из них какого героя будет обвинять.

Герои по очереди «приглашаются на скамью подсудимых», а потом спикеры команд получают возможность «допрашивать» героев. Роль героя играет специально подготовленный актёр, у которого есть установка отвечать коротко, ясно, мягко подыгрывая допрашивающему (не важно, допрашивает его защитник или обвинитель). 

Во время речи спикеру разрешается:

  • задавать герою вопросы
  • вежливо прерывать героя, если он затягивает ответ
  • обращаясь к жюри, пояснять ответ героя, делать из него выводы
Схема допроса героя (данного героя защищает команда А):
1,5 минуты - речь обвинителя из команды Б
1,5 минуты - речь первого защитника из команды А
1,5 минуты - речь обвинителя из команды В
1,5 минуты - речь второго защитника из команды А
1,5 минуты - речь обвинителя из команды Г
1,5 минуты - речь третьего защитника из команды А

Когда все герои допрошены, команды выступают с финальными речами  на 1 минуту, задача которых - подводя итог игры, обелить своего героя и скомпрометировать остальных.

Игру судит жюри присяжных и судья красноречия. Присяжные голосуют поднятием рук отдельно по каждому герою, считают ли они его виновным или нет. Места команд распределяются в зависимости от количество оправдывающих голосов присяжных. Чем больше присяжных сочло героя невиновным - тем выше место команды. В спорных случаях решение о распределении мест принимает судья красноречия. Он же даёт обратную связь командам.

Тайминг игры

  • 20 минут - объяснение правил 
  • 5 минут - подготовка команд 
  • 10 минут - допрос 1-го героя 
  • 10 минут - допрос 2-го героя
  • 10 минут - допрос 3-го героя
  • 10 минут - допрос 4-го героя
  • 5 минут - финальные речи
  • 15 минут - подведение итогов

Формат 2: Атомные дебаты

Это смесь дебатов и переговоров. Формат моделирует общественные слушания по неоднозначной проблеме, связанной с атомными технологиями (например, можно ли разрешить производство и использование в стране атомных экзоскелетов). Каждая команда получает кейс в котором прописаны:

  • Роль данной команды на общественных слушаниях (например, чиновники МВД или представители завода, создавшего технологию атомного экзоскелета)
  • Общая информация о теме, известная всем командам, на которую будет опираться дискуссия (преимущества и риски технологии)
  • Позиция команды (команда ЗА технологию или ПРОТИВ неё)
  • Ценность команды (отвечает на вопрос «почему у команды такая позиция», вокруг ценности должна строиться аргументация команды)
  • Цели команды в переговорах

У команд будет 10 минут на подготовку, после чего начнётся игра.

Сперва поочерёдно выступают первые спикеры команд с речами по 1,5 минуты. В этой речи должна прозвучать позиция команды и все аргументы команды. Второй и третий спикеры не могут вводить новые аргументы, не озвученные в речи первых спикеров.

После выступлений первых спикеров проходит раунд вопросов. Каждая команда имеет право задать один вопрос (без полемики) любой другой команде на свой выбор и выслушать ответ. Разрешается задавать вопрос как команде в целом, так и конкретному спикеру команды. На раунд вопросов даётся 6 минут. Если команды задали по вопросу, а время ещё осталось, то при желании кто-то из членов жюри может задать вопрос любой команде.

Потом поочерёдно выступают вторые спикеры команд с речами по 1,5 минуты. В этой речи должно прозвучать в первую очередь развитие своих аргументов, при этом важна и атака на аргументы соперников. В идеале, когда спикер может одним примером и оспорить чужой аргумент, и усилить свой.

Затем проходит второй раунд вопросов. Правила те же.

Наконец, поочерёдно выступают с завершающими речами третьи спикеры команд. Их задача - подводя итог игры показать, что аргументы их команды оказались важнее и весомее аргументов соперников.

После выступлений третьих спикеров вопросы не задаются. Сразу же без перерыва и подготовки начинается раунд переговоров.

Команды сдвигают столы в один круглый стол. Теперь их задача - попробовать совместно принять такую резолюцию о проблеме, которую все они смогут поддержать, поскольку она учитывает интересы всех сторон. 

За стол переговоров спикеры садятся по следующей схеме: 1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4 (то есть соседями любого спикера первой команды являются спикер второй команды и спикер четвёртой команды).

Каждый спикер за столом переговоров получит слово ровно один раз.  Слово будет передаваться по кругу от первого спикера первой команды.  Говорить каждый спикер может только минуту. Вместе с правом говорить, по кругу будет передаваться лист проекта резолюции. «Говорящий» спикер  (и только он) может вписывать в проект новые пункты и вычёркивать или модифицировать старые.

За минуту своей речи спикер должен:

  • Представить цели своей команды
  • Вписать/вычеркнуть/откорректировать положения на листе резолюции, озвучив вслух те изменения, которые внёс, и пояснив свои мотивы

Когда круг пройдён до конца и резолюция в каком-то виде готова, ведущий зачитывает её вслух. При необходимости, ведущий может попросить  у игроков комментариев по каким-либо пунктам резолюции и зафиксировать их, если игроки согласны. Когда резолюция зачитана, игроки голосуют за неё поднятием рук. Если есть хоть один голос против, то резолюция не принята. В этом случае дополнительные баллы за переговоры не присуждаются.

Игру судят три судьи:

  • Судья красноречия (по итогам дебатов выдаёт командам места от 1 до 4 в зависимости от того, насколько красиво говорили спикеры)
  • Судья аргументации (по итогам дебатов выдаёт командам места от 1 до 4 в зависимости от того, насколько сильными были аргументы команд)
  • Судья переговоров (по итогам переговоров выдаёт командам дополнительные плюсики от 0 до 2, в зависимости от того, насколько полно выполнена цель переговоров: цель провалена - 0 плюсиков, цель выполнена частично - 1 плюсик, цель полностью выполнена - 2 плюсика; кроме того, судья переговоров может выступить в роли судьи общего впечатления дебатов, если без его мнения невозможно однозначно определить, какая команда заняла более высокое место)
Плюсики за переговоры влияют на два аспекта Турнира дебатёров:
  • Если решения судей аргументации и красноречия противоречат друг другу и невозможно однозначно определить, какая команда заняла более высокое место, то предпочтение отдаётся команде с лучшим результатом в переговорах (большим количеством плюсиков)
  • Если по итогам Турнира дебатёров несколько команд набрали одинаковое количество очков, то предпочтение отдаётся команде с лучшим результатом в переговорах (большим количеством плюсиков)

Тайминг игры

  • 10 минут - объяснение правил
  • 10 минут - подготовка команд
  • 6 минут - открывающие выступления первых спикеров (по 1,5 минуты)
  • 6 минут - первый раунд вопросов
  • 6 минут - развивающие выступления вторых спикеров (по 1,5 минуты)
  • 6 минут - второй раунд вопросов
  • 6 минут - подытоживающие выступления третьих спикеров (по 1,5 минуты)
  • 12 минут - переговоры
  • 15 минут - обратная связь судей

Формат 3: Парламентская классика

В этом формате Турнир дебатёров проводился последние несколько лет. Игра имитирует обсуждение законопроекта в парламенте. Командам достаётся роль партий. Перед игрой командам выдаётся тема.

Пример темы

Смертную казнь следует запретить (оппозиция доказывает «Смертную казнь не следует запрещать»)

Между командами по жребию распределяются позиции по теме. Позиций четыре:

  1. Утверждение, первый стол (команда 1)
  2. Отрицание, первый стол (команда 2)
  3. Утверждение, второй стол (команда 3)
  4. Отрицание, второй стол (команда 4)

После объявления темы и позиций командам даётся 8 минут на обсуждение темы, подготовку аргументов, согласование общей стратегии, распределение ролей в команде.

Начинается игра:

Сначала друг с другом соперничают «первые столы». Спикеры команд 1 и 2 выступают по очереди (начиная с первого спикера команды 1). Время выступления регулируется автоматическим таймером со звуковым сигналом. Задача команд состоит в том, чтобы убедить в своей правоте судей. Кроме приветствия, к соперникам можно даже не обращаться - цели переубедить оппонентов у команды нет. Каждому спикеру на выступление даётся ровно две минуты. 

После шести спикерских выступлений (2 команды по 3 спикера) происходит раунд вопросов. Обе команды отрицания задают вопросы команде 1. После обе команды утверждения задают вопросы команде 2. Каждый спикер получит возможность задать ровно 1 вопрос, на это даётся 15 секунд. Свой вопрос можно адресовать отдельному спикеру отвечающей команды или команде в целом. На ответ даётся 30 секунд. Если прозвучал звуковой сигнал, а спикер всё ещё задаёт вопрос (или формулирует ответ), то спикер, которому звуковой сигнал передал очередь говорить, имеет право тактично прервать выступающего.

После раунда вопросов игру начинают «вторые столы». Спикеры команд 3 и 4 выступают по очереди (начиная с первого спикера команды 3). Каждому спикеру даётся ровно 2 минуты.

Заканчивается игра вторым раундом вопросов. Обе команды отрицания задают вопросы команде 3. После обе команды утверждения задают вопросы команде 4. Как и в предыдущем раунде вопросов, спикеру даётся 15 секунд на вопрос и 30 секунд на ответ.

Во время выступления оратора задавать ему вопросы, отпускать реплики с мест, производить недружественные звуки или переговариваться с товарищем по команде запрещено. Подобное неуважительное поведение наказывается штрафом и вполне может привести к поражению команды.

Только первые спикеры команд в своём выступлении имеют право вводить в спор новые аргументы. Второй или третий спикер не может предъявить новый аргумент. Это правило нужно для того, чтобы команды не придержали «убойный» аргумент до последнего выступления. Ведь в таком случае их соперники лишатся возможности «отбить» аргумент, что сделает игру нечестной.

При объявлении темы ведущий турнира сообщает ценность, которую должны защищать «первые столы». Если «первые столы» вводят аргументы, которые не соответствуют их ценности, то такие аргументы не засчитываются судьёй по аргументации. Задача спикера - доказать судье аргументации, что его аргумент соответствует ценности стола. В спорных ситуациях решение остаётся за судьёй. «Ограничение темы» касается и «вторых столов». Команда 3 и команда 4 могут высказывать аргументы в защиту любой ценности по своему выбору, кроме той ценности, которую защищали «первые столы». Задача спикера - доказать судье аргументации, что его аргумент не касается ценности «первых столов».

Пример игры и судейства с «ограничением темы»

В игре «Смертную казнь следует запретить» вводится ценность «гуманизм».
Команда 1: Казнить людей - это обесценивать человеческую жизнь. Это не гуманно.
(судья принимает аргумент, связь с гуманизмом показана)
Команда 2: Не гуманно гноить людей в тюрьме до их смерти от старости!
(судья принимает аргумент, связь с гуманизмом показана)
Команда 3: Когда у нас действует смертная казнь, то какой пример мы подаём детям? Они вырастут, считая, что можно убивать всех, кто обществу не нравится!
(судья вправе не принять аргумент, сочтя его гуманистическим; команда могла бы спасти аргумент, если бы убедила судью, что рассматривает его с позиции какой-то другой ценности, а не гуманизма; убеждать судью следует во время спикерской речи, а на разборе игры делать это уже поздно и неуместно)
Команда 4: Для нас важная ценность - это безопасность, это мир без тяжких преступлений. Когда в стране действует смертная казнь, люди чувствуют себя более защищёнными.
(судья принимает аргумент, команда объявила свою ценность, отличную от гуманизма)

После игры судьи объявляют места и делают короткий разбор игры. Мнение судей принимается командами «как есть». Споры, апелляции, полемика с судьями в дебатах не приняты.

Каждую игру судит три судьи:

  • судья аргументации оценивает силу аргументации и контраргументации, релевантность и доказанность аргументов
  • судья красноречия оценивает речь, позу, мимику, жесты, умение держаться на публике, харизму, юмор, уверенность, образность
  • судья общего впечатления вмешивается только тогда, когда первые два судьи не сумели договориться. Он субъективно оценивает, в какую сторону поколебалась его позиция по обсуждаемой теме в результате игры.

Вдобавок возможны штрафы за нарушения регламента (неуважительное поведение и т.д.).

Игра «первых столов»

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 1. Его задача - актуализировать тему и обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, при необходимости дать определения сложным понятиям (причём сделать это так, чтобы выбранное определение играло на руку его команде), ввести аргумент своей команды.

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 2. Его задача - обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, согласиться с определениями команды 1, либо дополнить их, если это сыграет на руку его команде, ввести аргумент своей команды, начать контраргументацию по аргументам, предложенным командой 1.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 1. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. К этому моменту уже понятна основная линия противостояния и второму спикеру следует сосредоточиться на укреплении своего аргумента. Очень правильно строить защиту, отталкиваясь от аргументации команды оппонента. Защищать свой аргумент, одновременно атакуя аргумент соперников.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 2. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. 

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 1. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 2. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

Первый раунд вопросов

Задаются вопросы команде 1. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 1, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.

  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 2.
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 2.
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 2.
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 4.
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 4.
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 4.

Задаются вопросы команде 2. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 2, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.

  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 1. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 1. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 1. 
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 3. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 3. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 3.
Игра «вторых столов»

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 3. Его задача - обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, ввести аргумент своей команды.

(2 минуты) Выступает первый спикер команды 4. Его задача - обозначить ценность, через призму которой его команда рассматривает тему, ввести аргумент своей команды, начать контраргументацию по аргументам, предложенным командой 3.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 3. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. К этому моменту уже понятна основная линия противостояния и второму спикеру следует сосредоточиться на укреплении своего аргумента. Очень правильно строить защиту, отталкиваясь от аргументации команды оппонента. Защищать свой аргумент, одновременно атакуя аргумент соперников.

(2 минуты) Выступает второй спикер команды 4. Его задача - проиллюстрировать и усилить аргумент своей команды. 

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 3. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

(2 минуты) Выступает третий спикер команды 4. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

Второй раунд вопросов

Задаются вопросы команде 3. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 3, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.

  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 4. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 4. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 4. 
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 2. 
  • (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 2. 
  • (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 2.
Задаются вопросы команде 4. После каждого вопроса отвечает тот спикер команды 4, которому вопрос адресован. Если вопрос задан всей команде, то отвечает любой спикер. На ответ даётся 30 секунд.
  • (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 3. 
  •  (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 3. 
  •  (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 3. 
  •  (15 секунд) Вопрос от первого спикера команды 1. 
  •  (15 секунд) Вопрос от второго спикера команды 1. 
  •  (15 секунд) Вопрос от третьего спикера команды 1.
Функции спикеров

  • Первый спикер – роль, требующая умения быстро собрать и структурировать идеи других членов команды, составить из них своё выступление. Основная задача первого спикера – уложившись в регламент ввести в игру главный аргумент команды (ведь после выступления первого спикера команде больше нельзя будет вводить аргументов). Кроме того, для первых двух туров очень важно показать связь аргумента с ценностью команды. Презентабельность – тоже важное качество. Первый спикер открывает дебаты и, соответственно, задаёт тон всей игре.
  • Второй спикер должен уметь быстро проанализировать аргумент соперников и собственной команды, выявить те сильные стороны своей позиции, которые оказались проигнорированы соперником, и ярко, эмоционально обосновать, развернуть их. Второму спикеру пригодится образное мышление и хорошая эрудиция, чтобы найти примеры, иллюстрации, фактические подтверждения аргументу, предложенному его командой. Кроме того, второму спикеру очень пригодится чувство времени.
  • Третий спикер должен быть ярок и эмоционален. Он заканчивает игру и должен переиграть своего соперника энергетикой и актёрским мастерством. Всю игру третий спикер должен следить за логикой и аргументацией соперников, выискивать слабые места в их позиции. Когда подойдёт его черёд, третий спикер сделает всё, чтобы разрушить аргумент соперников и разбить их позицию. На закуску третьему спикеру желательно подобрать яркий красивый образ в защиту позиции его команды, который позволит поставить эмоциональную убедительную точку в игре.

Иными словами:

  • Первый спикер – введение в игру ценности команды и аргумента, обоснование связи ценности и аргумента, задание поля игры (структурирование; определения).
  • Второй спикер – защита позиции своей команды (аналитика; кругозор).
  • Третий спикер – атака позиции соперников (энергетика; образность). 

Судейство

Дебаты считаются хорошими, если все спикеры были корректны (не позволяли невежливых высказываний в адрес оппонентов), приводили разнообразные и глубокие аргументы, активно опровергали чужие доводы, находили остроумные и образные подтверждения своим аргументам. Кроме того от спикеров требуется выглядеть уверенно и красиво, грамотно работать с вопросами, соответствовать своей роли, соблюдать регламент, быть логичными и последовательными в изложении мыслей. Все эти параметры судьи оценивают во время игры, а после игры совещаются и определяют победившую команду.

Основной принцип судейства – принцип «чистого листа». Судья не должен иметь собственной позиции по обсуждаемой теме – он оценивает лишь сказанное командами. Если аргумент команды явно не отбит её соперниками (пусть даже этот аргумент выглядит слабым, демагогичным или не подтверждается житейским опытом), то судья должен зачесть этот аргумент в плюс команде. Поэтому важнейшая задача игроков – дать «отбивки» каждому из аргументов соперников, обозначить перед судьями их слабость или некорректность. Это относится к любому из форматов Турнира дебатёров Ораториады.