В вашем браузере отключён javascript. Пожалуйста, включите его. Узнайте, как включить javascript

Турнир дебатёров

Помните! В турнире дебатёров главное – убедить судей в верности позиции вашей команды, а не доказать свою правоту соперникам. ;)

Организационная информация

Турнир дебатёров прошёл 8 апреля в Доме Детского Творчества Октябрьского района по адресу ул. Куйбышева, д. 111.

А накануне турнира 7 апреля на той же площадке состоялись открытые тренинги по ораторским искусствам.

Расписание

7 апреля (суббота, день тренингов)

12:30-13:00 Открытие первой сессии турнира тренеров
13:00-13:30 Тренинг «Потому что я так думаю! или что такое логические ошибки в речи» (команда «Жучилки»)
13:30-14:00 Тренинг «Техники самонастройки для успешного выступления» (команда «графРоман»)
14:00-14:30 Тренинг «Модель SCORE. Как вдохновить своей идеей» (команда «Харизма»)
14:30-15:00 Внеконкурсный тренинг «Аргумент - что это?» от Виктории Ожеговой. Подведение итогов

8 апреля (воскресенье, день дебатов)

09:30-10:00 Регистрация.
10:00-10:25 Открытие турнира. Уточнение правил. Инструктаж судей.
10:30-12:25 Первый тур.
12:25-13:30 Перерыв.
13:30-15:25 Второй тур.
15:30-17:25 Третий тур.
17:40-18:00 Подведение итогов турнира. Награждение.

Результаты первой сессии тренингов:

Первый турнир тренеров 2018

  • «графРоман» заполучила симпатии 47% зрителей своим мастер-классом «Техники самонастройки для успешного выступления»
  • «Жучилки» заполучила симпатии 35% зрителей своим мастер-классом «Потому что я так думаю! или что такое логические ошибки в речи»
  • «Харизма» заполучила симпатии 18% зрителей своим мастер-классом «Модель SCORE. Как вдохновить своей идеей»

Результаты турнира дебатёров:

Турнир дебатёров

(доску с итогами турнира пришлось «подкрасить» в паинте, так как из-за бликов было видно не всё)

  • 1 место – Опа (WWW+++) 
  • 2 место – Апрельские тезисы (WW++2 балла) 
  • 3 место – Жучилки (W++2 балла) 
  • 4 место – Лифтёры (W++) 
  • 5 место – АргументУМ (W+4 балла) 
  • 6 место – Вобла (W+1 балл)
  • 7 место – графРоман (W+) 
  • 8 место – Свитер с соленьями (W3 балла и превосходство по силе побеждённых соперников над командой «Харизма»)
  • 9 место – Харизма (W3 балла)
  • 10 место – Народный Театр (6 баллов)
  • 11 место – Спорщики (3 балла)
  • 12 место – Хамелеон (0 баллов)

Турнир дебатёров прошёл в напряжённом противостоянии равных по силе команд. Команды «Спорщики» и «Опа» сформированы на месте из зрителей Ораториады и запасных игроков.

Медалями «Лучший оратор» по итогам Турнира дебатёров награждены:

  • Михаил Назаров, «Опа» (дважды)
  • Екатерина Трофимова, «Жучилки» (дважды)
  • Анастасия Третьякова, «Народный театр» (дважды)
  • Максим Исаев, «Апрельские тезисы» (однократно)
  • Евгения Крупина, «Апрельские тезисы» (однократно)
  • Олег Земцов, «Апрельские тезисы» (однократно)
  • Алина Габбасова, «Народный театр» (однократно)
  • Алёна Бардина, «Вобла» (однократно)
  • Алиса Малицкая, «Вобла» (однократно)
  • Татьяна Бугай, «Харизма» (однократно)
  • Илья Шатерник, «Харизма» (однократно)
  • Виктор Павлов, «АргументУМ» (однократно)
  • Александр Ильин, «АргументУМ» (однократно)
  • Анна Старкова, «Опа» (однократно)
  • Дмитрий Мокроносов, «Свитер с соленьями» (однократно)

Правила

Турнир дебатёров проводится по оригинальным правилам, разработанным специально для Ораториады. В одной игре участвуют три команды по три спикера в каждой.

Пример темы

Среди всех видов искусств наибольшим воспитательным потенциалом обладает…

  • литература
  • кино
  • музыка

Между командами по жребию распределяются позиции по теме. После объявления темы и позиций командам даётся 15 минут на обсуждение темы, подготовку аргументов, согласование общей стратегии, распределение ролей в команде.

Игра длится час, в течение которого спикеры обеих команд по очереди высказывают свои соображения по обсуждаемой теме. Задача команд состоит в том, чтобы убедить в своей правоте судей. Кроме приветствия, к соперникам можно даже не обращаться - цели  переубедить оппонентов у команды нет.  Каждому спикеру на выступление даётся пять минут. Говорить больше или меньше не принято – это наказывается штрафом.

Только первые спикеры команд в своём пленарном выступлении имеют право вводить в спор новые аргументы. Второй или третий спикер не может предъявить новый аргумент. Это правило нужно для того, чтобы команды не придержали «убойный» аргумент до последнего выступления, после которого не задаются вопросы. Ведь в таком случае их соперники лишатся возможности «отбить» аргумент, что сделает игру нечестной.

После выступления оратора, команды-соперники могут задавать ему вопросы. Каждой команде на вопросы даётся полторы минуты (за это время реально обсудить 1-2 вопроса, но не больше). Задаёт вопросы не любой спикер по выбору команды, а только тот игрок, чья очередь задавать вопросы настала в соответствии с регламентом.

Во время выступления оратора задавать ему вопросы, отпускать реплики с мест, производить недружественные звуки или переговариваться с товарищем по команде запрещено. Подобное неуважительное поведение наказывается штрафом и вполне может привести к поражению команды.

После игры судьи удаляются на пятнадцатиминутное совещание, по итогам которого объявляют места и делают короткий разбор игры. Мнение судей принимается командами «как есть». Споры, апелляции, полемика с судьями в дебатах не приняты.

Каждую игру судит три судьи:

  • судья аргументации оценивает силу аргументации и контраргументации, релевантность и доказанность аргументов
  • судья красноречия оценивает речь, позу, мимику, жесты, умение держаться на публике, харизму, юмор, уверенность, образность
  • судья общего впечатления вмешивается только тогда, когда первые два судьи не сумели договориться. Он субъективно оценивает, в какую сторону поколебалась его позиция по обсуждаемой теме в результате игры.

Вдобавок предусмотрены штрафы за нарушения регламента (слишком раннее или слишком позднее завершение выступления, неуважительное поведение и т.д.).

Схема игры

В каждой команде три роли: первый спикер, второй спикер и третий спикер.

Первый раунд.

(5 минут) Выступает первый спикер команды А. Его задача - актуализировать тему и обозначить позиции, с которых его команда рассматривает тему, при необходимости дать определения сложным понятиям (причём сделать это так, чтобы выбранное определение играло на руку его команде), перечислить все аргументы своей команды.

(1,5 минуты) Третий спикер команды В задаёт вопросы первому спикеру команды А. Его задача - показать слабость аргументов соперников, подготовить почву для собственного выступления.

(1,5 минуты) Третий спикер команды Б задаёт вопросы первому спикеру команды А. Его задача - показать слабость аргументов соперников, подготовить почву для собственного выступления.


(5 минут) Выступает первый спикер команды Б. Его задача - обозначить позиции, с которых его команда рассматривает тему, согласиться с определениями команды А, либо дополнить их, если это сыграет на руку его команде, перечислить все аргументы своей команды, начать контраргументацию по аргументам, предложенным командой А.

(1,5 минуты) Третий спикер команды А задаёт вопросы первому спикеру команды А. Его задача - показать слабость аргументов соперников, подготовить почву для собственного выступления.

(1,5 минуты) Третий спикер команды В задаёт вопросы первому спикеру команды А. Его задача - показать слабость аргументов соперников, подготовить почву для собственного выступления.


(5 минут) Выступает первый спикер команды В. Его задача - обозначить позиции, с которых его команда рассматривает тему, согласиться с определениями команд А и Б, либо дополнить их, если это сыграет на руку его команде, перечислить все аргументы своей команды, начать контраргументацию по аргументам, предложенным командами А и Б.

(1,5 минуты) Третий спикер команды Б задаёт вопросы первому спикеру команды А. Его задача - показать слабость аргументов соперников, подготовить почву для собственного выступления.

(1,5 минуты) Третий спикер команды А задаёт вопросы первому спикеру команды А. Его задача - показать слабость аргументов соперников, подготовить почву для собственного выступления.

Второй раунд.

(5 минут) Выступает второй спикер команды А. Его задача - проиллюстрировать и усилить самые сильные аргументы своей команды. К этому моменту уже понятна основная линия противостояния и второму спикеру следует сосредоточиться на продвижении аргументов, которые соперники не смогли дезавуировать.

(1,5 минуты) Первый спикер команды В задаёт вопросы второму спикеру команды А. Его задача - ослабить основные аргументы соперников.

(1,5 минуты) Первый спикер команды Б задаёт вопросы второму спикеру команды А. Его задача - ослабить основные аргументы соперников.


(5 минут) Выступает второй спикер команды Б. Его задача - проиллюстрировать и усилить самые сильные аргументы своей команды. 

(1,5 минуты) Первый спикер команды А задаёт вопросы второму спикеру команды Б. Его задача - ослабить основные аргументы соперников.

(1,5 минуты) Первый спикер команды В задаёт вопросы второму спикеру команды Б. Его задача - ослабить основные аргументы соперников.


(5 минут) Выступает второй спикер команды В. Его задача - проиллюстрировать и усилить самые сильные аргументы своей команды. 

(1,5 минуты) Первый спикер команды Б задаёт вопросы второму спикеру команды В. Его задача - ослабить основные аргументы соперников.

(1,5 минуты) Первый спикер команды А задаёт вопросы второму спикеру команды В. Его задача - ослабить основные аргументы соперников.

Третий раунд.

(5 минут) Выступает третий спикер команды А. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

(5 минут) Выступает третий спикер команды Б. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

(5 минут) Выступает третий спикер команды В. Его задача - разбить аргументы соперников, ещё раз обозначить позицию своей команды, подвести итог игре.

Хронометраж

За временем на игре следит Таймкипер. У Таймкипера имеются три таблички, с указанием времени, остающегося на выступление: «2 минуты», «1 минута», «30 секунд». Когда до конца выступления остаётся 2 минуты, 1 минута или 30 секунд, то Таймкипер поднимает соответствующую табличку так, чтобы выступающий её увидел. Когда время истекло, Таймкипер громко произносит «ВРЕМЯ!». После данной команды оратор может только лишь договорить предложение, после чего должен завершить выступление.

Считается хорошим тоном закончить выступление до команды «ВРЕМЯ!». Если оратор продолжает говорить после команды, судьи наказывают его штрафным баллом. Если оратор не просто продолжает говорить, а делает это больше 15 секунд, ведущий или судья прерывает его выступление и требует сесть на место. Такие случаи считаются неуважением по отношению к участникам дебатов, и наказываются большим штрафом.

Если оратор закончил своё выступление слишком рано (до появления таблички «30 секунд»), считается, что ему нечего сказать по теме. Это не поощряется.

Классический совет дебатёру по соблюдению регламента: увидел табличку «30 секунд» – заканчивай свою мысль и завершай выступление. Озвучить ещё одну мысль и при этом уложиться в регламент уже не получится.

Функции спикеров

  • Первый спикер – роль, требующая умения быстро собрать и структурировать аргументы других членов команды, составить из них своё выступление. Основная задача первого спикера – уложившись в регламент ввести в игру все аргументы (ведь после выступления первого спикера команде больше нельзя будет вводить новых аргументов). Кроме того, первый спикер – это единственный член команды, который дважды участвует в раунде вопросов (и вопрошает, и отвечает), поэтому он должен уметь импровизировать, отбиваться от каверзных вопросов и самому ловить оппонентов на вопросы с двойным дном. Презентабельность – тоже важное качество. Первый спикер открывает дебаты и, соответственно, задаёт тон всей игре.
  • Второй спикер должен уметь быстро проанализировать аргументы соперников и собственной команды, выявить те сильные аргументы своей позиции, которые оказались проигнорированы соперником, и ярко, эмоционально обосновать, развернуть их. Второму спикеру пригодится образное мышление и хорошая эрудиция, чтобы найти примеры, иллюстрации, фактические подтверждения аргументам, предложенным его командой. Кроме того, второму спикеру очень пригодится чувство времени. 
  • Третий спикер должен быть ярок и эмоционален. Он заканчивает игру и должен переиграть своего соперника энергетикой и актёрским мастерством. Всю игру третий спикер должен следить за логикой и аргументацией соперников, выискивать слабые места в их позиции. Когда подойдёт его черёд, третий спикер сделает всё, чтобы разрушить наиболее мощные аргументы соперников и разбить их позицию. На закуску третьему спикеру желательно подобрать яркий красивый образ в защиту позиции его команды, который позволит поставить эмоциональную убедительную точку в игре.

Иными словами:

  • Первый спикер – введение в игру всех аргументов (структурирование; работа с вопросами).
  • Второй спикер – защита позиции своей команды (аналитика; кругозор).
  • Третий спикер – атака позиции соперников (энергетика; образность). 

Судейство

Дебаты считаются хорошими, если все спикеры были корректны (не позволяли невежливых высказываний в адрес оппонентов), приводили разнообразные и глубокие аргументы, активно опровергали чужие доводы, находили остроумные и образные подтверждения своим аргументам. Кроме того от спикеров требуется выглядеть уверенно и красиво, грамотно работать с вопросами, соответствовать своей роли, соблюдать регламент, быть логичными и последовательными в изложении мыслей. Все эти параметры судьи оценивают во время игры, а после игры совещаются и определяют победившую команду.

Основной принцип судейства – принцип «чистого листа». Судья не должен иметь собственной позиции по обсуждаемой теме – он оценивает лишь сказанное командами. Если аргумент команды явно не отбит её соперниками (пусть даже этот аргумент выглядит слабым, демагогичным или не подтверждается житейским опытом), то судья должен зачесть этот аргумент в плюс команде. Поэтому важнейшая задача игроков – дать «отбивки» каждому из аргументов соперников, обозначить перед судьями их слабость или некорректность.